Государственная поддержка семьи и детей
Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Это фундаментальное положение закреплено в Конституции Российской Федерации и является основой для разработки и реализации широкого спектра мер государственной поддержки, направленных на создание благоприятных условий для рождения, воспитания и развития детей, повышения уровня жизни семей, а также обеспечения их прав и законных интересов.

В данной статье мы подробно рассмотрим систему государственной поддержки семьи и детей в России, основываясь на положениях Конституции РФ, Семейного кодекса РФ (СК РФ), Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее – ФЗ № 81), Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее – ФЗ № 256), Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее – ФЗ № 124), а также других федеральных и региональных нормативных правовых актах.

I. Конституционные основы государственной политики в отношении семьи и детей:

Конституция РФ закладывает фундамент для государственной поддержки семьи и детства, определяя следующие ключевые принципы:

• Статья 7: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
• Статья 38: Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
• Статья 43: Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

II. Основные принципы государственной политики в сфере защиты семьи и детства (ФЗ № 124):

• Признание приоритета семейного воспитания детей.
• Оказание семье помощи в воспитании, содержании и образовании детей.
• Защита прав и законных интересов детей.
• Адресность и доступность мер государственной поддержки.
• Обеспечение равных возможностей для детей, независимо от места жительства, социального положения и других факторов.
• Участие общественных организаций и граждан в реализации государственной политики в отношении детей.

III. Направления государственной поддержки семьи и детей:

Государственная поддержка семьи и детей реализуется по нескольким основным направлениям:

1. Финансовая поддержка семей с детьми (пособия, выплаты и иные меры социальной поддержки):
2. Материнский (семейный) капитал:
3. Обеспечение доступности дошкольного образования:
4. Поддержка в сфере здравоохранения:
5. Обеспечение жильем семей с детьми:
6. Социальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
7. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Финансовая поддержка семей с детьми:

Система государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлена Федеральным законом № 81 и включает в себя следующие виды выплат:

• Пособие по беременности и родам: Выплачивается работающим женщинам, женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, индивидуальным предпринимателям и другим категориям граждан, указанным в законе, в размере 100% среднего заработка.
• Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности: Выплачивается женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях до 12 недель беременности.
• Единовременное пособие при рождении ребенка: Выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему.
• Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет: Выплачивается одному из родителей либо лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, в размере 40% среднего заработка, но не ниже установленного законом минимального размера.
• Ежемесячное пособие на ребенка: Выплачивается малоимущим семьям на каждого ребенка до достижения им возраста 16 (в отдельных случаях – 18) лет. Размер пособия устанавливается региональными властями.
• Единое пособие (Универсальное пособие) для семей с детьми и беременных: Единое пособие объединило в себе несколько существовавших ранее мер поддержки нуждающихся семей, включая выплаты беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих родителей, выплаты на детей от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет. Оно назначается семьям с доходами ниже регионального прожиточного минимума на душу населения. Размер пособия зависит от дохода семьи и может составлять 50%, 75% или 100% от величины прожиточного минимума.
• Другие пособия и выплаты: В отдельных регионах могут быть установлены дополнительные пособия и выплаты семьям с детьми, финансируемые из регионального бюджета.

2. Материнский (семейный) капитал (ФЗ № 256):

Материнский (семейный) капитал – это форма государственной поддержки семей, имеющих детей, предоставляемая в виде сертификата на определенную сумму. Право на материнский капитал возникает при рождении (усыновлении) второго или последующего ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, при соблюдении определенных условий.

Средства материнского капитала могут быть направлены на:

• Улучшение жилищных условий (приобретение, строительство, реконструкция жилья).
• Получение образования ребенком (детьми).
• Формирование накопительной части трудовой пенсии матери.
• Приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
• Получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет (для семей с низкими доходами).

3. Обеспечение доступности дошкольного образования:

Государство принимает меры по обеспечению доступности дошкольного образования для всех детей, в том числе:

• Строительство новых детских садов.
• Расширение сети частных детских садов.
• Предоставление субсидий и компенсаций родительской платы за посещение ребенком частного детского сада.
• Развитие альтернативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, семейные детские сады).

4. Поддержка в сфере здравоохранения:

Государство обеспечивает охрану здоровья матери и ребенка, предоставляя следующие виды поддержки:

• Бесплатное оказание медицинской помощи беременным женщинам и детям в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (статья 41 Конституции РФ).
• Проведение профилактических осмотров и диспансеризации детей.
• Обеспечение беременных женщин и детей лекарственными препаратами (в отдельных случаях – бесплатно или на льготных условиях).
• Организация отдыха и оздоровления детей.
• Медицинская реабилитация детей-инвалидов.

5. Обеспечение жильем семей с детьми:

Государство оказывает поддержку семьям с детьми в решении жилищных проблем, в том числе посредством:

• Предоставления жилищных субсидий и социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
• Предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими совершеннолетия.
• Реализации программ льготного ипотечного кредитования для семей с детьми.
• Возможности использования средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

6. Социальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (малоимущим, многодетным, неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов и т.д.), оказывается адресная социальная помощь в виде:

• Денежных выплат и пособий.
• Натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь, предметы первой необходимости).
• Социальных услуг (консультативная помощь, психологическая поддержка, юридические консультации).
• Организации отдыха и оздоровления детей.
• Предоставления временного приюта.

7. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Государство обеспечивает особую заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, предоставляя им следующие виды поддержки:

• Ежемесячные выплаты на содержание.
• Бесплатное питание и обеспечение одеждой, обувью и другими необходимыми вещами.
• Бесплатное медицинское обслуживание.
• Бесплатное образование.
• Льготы при поступлении в учебные заведения.
• Обеспечение жильем по достижении совершеннолетия.
• Социальная поддержка и адаптация.
• Содействие в трудоустройстве.

Приоритетными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

• Усыновление (удочерение).
• Опека (попечительство).
• Приемная семья.
• Патронатное воспитание.

IV. Нормативно-правовая база государственной поддержки семьи и детей:

Система государственной поддержки семьи и детей регулируется множеством федеральных и региональных нормативных правовых актов, в том числе:

• Конституция Российской Федерации: Статьи 7, 38, 43.
• Семейный кодекс Российской Федерации: Регулирует брачно-семейные отношения, устанавливает права и обязанности членов семьи, а также определяет меры государственной поддержки семьи.
• Гражданский кодекс Российской Федерации: Содержит нормы, касающиеся имущественных прав детей и родителей.
• Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации": Определяет основные принципы и направления государственной политики в интересах детей.
• Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей": Устанавливает систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, и определяет порядок их назначения и выплаты.
• Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей": Регулирует отношения, связанные с предоставлением материнского (семейного) капитала.
• Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": Устанавливает дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
• Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве": Регулирует отношения, связанные с установлением и осуществлением опеки и попечительства над несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами.

V. Региональные меры поддержки семьи и детей:

Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры поддержки семьи и детей, финансируемые из регионального бюджета. Эти меры могут включать в себя:

• Дополнительные пособия и выплаты.
• Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
• Бесплатное питание в школах и детских садах.
• Бесплатный проезд в общественном транспорте.
• Другие виды поддержки.

Информация о региональных мерах поддержки семьи и детей доступна в органах социальной защиты населения по месту жительства.

VI. Заключение:

Государственная поддержка семьи и детей – это комплексная и многоуровневая система, направленная на создание благоприятных условий для рождения, воспитания и развития детей, повышения уровня жизни семей и обеспечения их социальной защищенности. Реализация этих мер позволяет не только улучшить положение конкретных семей, но и способствует решению демографических проблем, формированию здорового и образованного поколения, а также укреплению социальной стабильности в обществе. Постоянное совершенствование системы государственной поддержки, с учетом меняющихся потребностей семей и экономических возможностей государства, является важным условием для обеспечения благополучия и процветания России.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
БЕСПЛАТНО!
Оставьте заявку сейчас, чтобы получить бесплатную консультацию нашего юриста.
Адрес: 644010, Омск, ул. Чокана Валиханова 2.
ООО «БАЛДИН И ПАРТНЁРЫ»
ОГРН 1235500018874
ИНН 5503273067
КПП 550301001
Политика конфиденциальности.
Сейчас работаем
Не работаем
График работы:
ежедневно с 10:00 до 18:00
Остались вопросы? Звоните:
+7 913 602 68 89
+7 962 040 67 08